Главная » ПСИХОЛОГИЯ » Психологические принципы у-вэй: 2. Спонтанность

Психологические принципы у-вэй: 2. Спонтанность

У-вэй (кит. трад. 無為, упр. 无为, пиньинь: wúwèi) — созерцательное не-деяние. Это слово часто переводится как «неделание», другим вариантом перевода является «немотивированность» или «спонтанность».

Спонтанность в данном случае означает неспровоцированность, самодостаточность процесса, когда все наступает в нужный момент согласно принципу: «Весна сама приходит, трава сама растет». Самым главным качеством неделания является отсутствие побуждения для действий. Вещи рождаются сами по себе, процессы происходят, согласно своей внутренней природе – не из-за размышления, расчёта или желания. Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Спонтанность означает полную включенность, присутствие «здесь и сейчас». Если вы идете против природы – вы боретесь, бьетесь о жесткие и острые края Существования.

В состоянии у-вэй можно мыть посуду, писать книгу, возделывать сад — делать что угодно, если ваше эго при этом молчит. Практикующий не-деяние занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Ориентироваться в окружающем мире нам помогает интуиция, а не дискурсивное мышление.

Великий русский поэт Пушкин писал:

На свете счастья нет

Но есть покой и воля

Покой и воля – это и есть спонтанность. Следует жить в соответствие с законами Вселенной, пребывая в естественности и природной простоте. Принимайте то, что дает окружающий мир с внутренним покоем, естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой.

Если вы не самодостаточны, то вы пытаетесь кому-то что-то доказать. Если вы чувствуете враждебность окружающего мира – значит, вы живете в разладе с ним, с собственной природой. Это значит, что вы еще не пришли Домой. Если вы боретесь за внешние ресурсы, пытаетесь у кого-то что-то отнять – значит, вы чувствуете голод и опустошенность внутри себя. Такого рода состояние называется декомпенсацией.

Причина действий многих людей – внутренний дисбаланс, состояние психологической нужды, бегство от чувства внутренней пустоты. Такие люди действуют под воздействием стимулов, триггеров, «спусковых крючков» — выдавая реакцию, детерминированную, определяемую системой поведенческих стимулов. Это не спонтанность, это, наоборот – предопределенность. «Дао мудрого человека — это деяние без борьбы».

Чтобы быть самодостаточным – надо глубоко понимать свою собственную природу. Один из законов нашей природы – саморазвитие. Это значит, что мы психологически растем изнутри-наружу.

Самодостаточность – это опора на свои внутренние ресурсы. Это, прежде всего – доверие к себе. Доверие к тому, что Бог сделал человека по своему образу и подобию. Или как говорят на Востоке: «каждый человек имеет природу Будды».

Если вы верите в свою чистую, просветленную, божественную природу – то вы не ищете ресурсов вовне, вы начинаете делиться своими внутренними силами с окружающими, вы ищите того – кому нужна ваша помощь, кто готов ее принять. Вы не ждете любви других, вы дарите свою любовь. И ваша энергия, ваша любовь и доверие к миру – преобразуют его, совершают действие без действия.

Помните ли вы о том, что волна – это чистая передача энергии без переноса вещества. Так вот: у-вэй это передача энергии без необходимости избыточных усилий – спонтанно, как бы само по себе.

Принятие себя, своей божественной природы означает, что вы самопроизвольны в своих проявлениях, вы действуете сообразно своему Высшему Потенциалу, а не являетесь жертвой чужих манипуляций. В основе любой манипуляции лежат наши комплексы, невротические состояния, наше желание не принимать ситуацию, а выскочить из нее.

У самодостаточного человека нет другого пути как действовать по принципу: «деяние через недеяние». Потому что он действует в полном согласии со своей внутренней природой, полнотой, а не по причине недостатка и дефицита любви.

Источник

Оставить комментарий